четверг, 23 октября 2014 г.

Мощный комплекс упражнений, можно выполнять как отдельную практику


  В Чжун Юань цигун изучают подготовительные упражнения, основные и вспомогательные. Все они взаимосвязаны единой логи­ческой цепью как между собой, так и с упражнениями последующих ступеней и составляют определенную систему.

На I ступени изучают четыре из восьми подготовительных упраж­нений и три основных: Большое дерево, Малый небесный круг и Пре­образование ци. Основной отличительной особенностью всех упражнений цигун является необходимость использовать мысль, воображе­ние, образное представление. Элементарно простые, на первый взгляд, физические упражнения требуют обязательного участия со­знания и умения вживаться в образ.

Все упражнения I ступени характеризуются тремя смысловыми уровнями.
^ Первый смысловой уровень рассматривается с позиций физичес­кого тела, то есть как обычное физическое упражнение для регулиро­вания тела, например разрабатывания суставов, открытия определен­ных зон в области позвоночника и пр.

^ Второй смысловой уровень рассматривается с точки зрения ци. Он связан с определенными представлениями, призванными развить и усилить сенсорные навыки. Одновременно осуществляется регулиро­вание сознания, например работа с определенными структурами ци.

^ Третий смысловой уровень рассматривается с точки зрения информации. Это отождествление себя с конкретным образом, вхож­дение в него, прорастание новых качеств, это возможность информа­ционного обмена с представителями животного и растительного ми­ров и пр.

Для определенной категории людей (со слабым образным вообра­жением) упражнения могут показаться сложными. Однако при систе­матических занятиях эти трудности преодолимы, и обучаемость (усво­ение всего объема материала) на первой ступени составляет 70-80%.

  Правила при практике Чжун Юань цигун

Для успешного и безопасного обучения в системе Чжун Юань ци­гун следует соблюдать определенные правила:

  1. Выполнять любые упражнения следует в удобном для вас месте, в обуви без каблуков (или босым) и в свободной одежде, а главное — в спокойном расположении духа.

  2. Нельзя практиковать цигун при переполненном желудке или сильном чувстве голода. Приступать к занятиям желательно не ранее чем через 30 минут после приема умеренной еды.

  3. В процессе практики тело и ум должны быть расслаблены. Не следует интенсивно концентрироваться на представлениях, образах, ощущениях. Следуйте правилу: «Кажется, есть — кажется, нет».

  4. Практикуйте регулярно, без длительных перерывов и перегру­зок, чтобы благоприятные изменения в организме происходили есте­ственным образом и успевали закрепляться.

  5. При выполнении каких-либо упражнений не задавайтесь опре­деленной программой, не желайте во что бы то ни стало испытать какие-то ощущения или феномены, не заставляйте свой ум и сознание управлять ци в процессе выполнения упражнений. Это может приве­сти к появлению галлюцинаций, потере трезвого критического отно­шения к происходящему с вами. Все должно происходить без участия сознания. Можно только отстраненно наблюдать, предоставляя про­исходящим в вас процессам естественный ход развития.

Помните!

Чем сильнее вы будете хотеть, чтобы что-то получилось, тем меньше шансов на это у вас останется.


  1. После завершения основных упражнений надо положить руки на Ся даньтянь. Если в процессе практики вас кто-то прервал или что-то отвлекло, то перед тем, как вступить в разговор или покинуть мес­то занятий, надо обязательно положить руки на Ся-даньтянь, скон­центрировав в нем ци.

  2. Перед началом практики вы должны настроиться на то, чтобы не реагировать на внешние факторы, включая внезапные громкие звуки, если таковые возникнут в процессе занятий.

  3. Если при выполнении упражнений вас что-то испугало, помес­тите руки на Ся-даньтянь и отрегулируйте дыхание.

  4. Если вы профессионально занимаетесь силовыми физическими упражнениями или спортом, то после вашей обычной тренировки мож­но приступать к практике цигун только после успокоения тела и ума. Интенсивная физическая нагрузка (бег, прыжки, работа со штангой и т.д.) возможна лишь спустя 30 минут после окончания практики.

  5. В процессе интенсивных занятий следует ограничить применение тонизирующих и алкогольных напитков. Что же касается пищи,
    то ее ассортимент и количество не ограничиваются — можно есть все,
    в зависимости от желания и потребности организма. Просто на каком-
    то этапе занятий человек естественным образом перестает употреблять те или иные продукты, например мясо. Иногда возникает потребность какое-то время поголодать. Во всех иных случаях насильственное принудительное ограничение в еде при занятиях Чжун Юань цигун не рекомендуется.

Остальные правила изложены при описании соответствующих уп­ражнений.
Помните!

Для освоения высших ступеней цигун курение недопустимо.

Положение тела при практике стоя


  1. Ноги поставить на ширину плеч, при этом стопы ног должны быть параллельны (рис. 17а).

  2. Ноги слегка согнуть в коленях, при этом проекция коленей не должна выходить за линию носков (рис. 17б). При таком положении точки Юнцюань на стопах ног и точки Цзяньцзинь на плечах должны находиться на одной вертикальной прямой. Точки Цзяньцзинь озна­чают «скважина», «колодец», «отверстие, которое должно заполнять­ся водой», а точки Юнцюань — «клокочущий источник», «бьющий фонтан». При правильном положении ног они соединяются между со­бой вертикальным каналом, и тогда «скважина» заполняется водой из «фонтана»: в точки Юнцюань поступает ци Земли, а точки Цзянь­цзинь соединяются с Небом. Это позволяет ци свободно циркулировать по каналам ног, и тело в таком положении долго не устает.

  3. Голову как бы «подвесить» за макушку, подбородок немного опустить. При этом точка. Байхуэй располагается на одной вертикали с Хуэйинь. Так легче входить в состояние безучастности. Кроме того, облегчается прохождение ци в области шейного отдела позвоночника. Спина должна быть выпрямлена (представьте, как нужно отрегулиро­вать положение головы для того, чтобы можно было удержать на ней тяжелый предмет).

  4. Глаза могут быть закрыты или прикрыты. Во втором случае ве­ки опустить так, чтобы сквозь щель проходил свет, а взгляд направить перед собой вдаль, не фокусируя. При этом практикующий отрешает­ся от окружающего мира, но оставляет канал связи с ним и контроли­рует положение своего тела в пространстве.

  5. Язык прикасается к верхне­му нёбу. Это называется «наведе­нием моста» для прохождения ци по каналам Ду-май и Жень-май.

  6. На лице должна быть легкая улыбка для расслабления сознания, челюсти разомкнуты.

В традиционной практике большинства школ при выполнении уп­ражнений значительное внимание уделяется пространственной ори­ентации. Здесь этого не требуется.

Система Чжун Юань цигун относится к высшему уровню цигун и поднимается над привычными для нас представлениями о направлении, пространстве и времени. Для истинного Мастера цигун не су­ществует ни пространства, ни времени.

Итак, одной из целей I ступени Чжун Юань цигун является от­крытие энергетических каналов.

^ ОТКРЫТИЕ КАНАЛОВ НА ПАЛЬЦАХ РУК И НОГ

М
ы уже упоминали о том, что в нашем теле различают 12 основ­ных энергетических каналов, соединяющих внутренние органы с по­верхностью тела. Начальные и конечные участки этих каналов прохо­дят по боковым поверхностям пальцев рук и ног, а начальные и конеч­ные точки этих каналов расположены в уголках ногтей (рис. 18).




Последовательность выполнения упражнения


  1. Исходное положение: стать прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельны, тело расслаблено, глаза прикрыты.

  2. Согнуть руки перед грудью ладонями вниз.

  3. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки, подобно скребку.

  4. Слегка сжимая, провести пальцами правой руки вдоль боковых поверхностей каждого пальца левой руки (начиная с большого пальца) от основания к концу — по 2 раза каждый палец (рис. 19).

  5. Проделать то же самое, поменяв руки.

  6. Медленно опустить руки вниз.

  7. Пальцами рук открыть каналы на пальцах ног. Конечно, далеко не у всех пальцы ног столь подвижны, чтобы между ними вместить пальцы рук. Поэтому вначале для удобства можно приподнимать или опускать палец ноги, с которым предстоит работать, используя боль­шой и указательный пальцы руки. Желательно каналы на правой ноге открывать левой рукой, а на левой ноге — правой.


^ Значение и смысл упражнения

При выполнении этого упражнения надо обязательно представ­лять себе, что вы открываете эти каналы, очищая загрязненные участ­ки, как бы выдавливая наружу из гибких шлангов застоявшееся и сгу­стившееся «нечто».

Если вы находитесь на семинаре или прогуливаетесь на природе, то для открытия каналов на пальцах ног можно просто пошевелить пальцами, сгибая их и разгибая в обуви. Еще мож­но стать на цыпочки и поворачиваться на них попеременно то влево, то вправо, а можно делать такое вращение каждой ногой попеременно.

О качестве своей ци можно судить по размеру и цвету лунок ног­тей (рис. 18в). На большом пальце обычно лунка самой большой ве­личины, потом, на каждом последующем, она всё меньше и меньше. Если на каждом ногте эти лунки занимают от 15 до 20% его длины, значит, у вас достаточно ци — не слишком много, а просто достаточ­но. Если они занимают порядка 50% от длины ногтя, то у вас много ци, если лунка отчетливо видна только на большом пальце, то ци мало.

Если ваша энергия хорошего качества, то лунки чисто белого цве­та. Если они серые или темные, то качество вашей ци низкое.

Мы открываем точки на кончиках пальцев для того, чтобы убрать плохую ци из нашего тела. Как правило, после прохождения семина­ра и некоторого времени практики цвет лунки ногтей улучшается, а их размер увеличивается.

Это упражнение рекомендуется повторять ежедневно — утром сра­зу после сна, вечером перед сном, а также перед практикой большин­ства упражнений цигун.




Подготовительные упражнения

Первое подготовительное упражнение

  МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПРИВЕТСТВУЕТ БУДДУ

или

РЕБЕНОК МОЛИТСЯ БУДДЕ

Буддой в Китае называют не только известного всему миру Гаутаму, но и любого человека, достигшего просветления и поднявшегося на вы­сокий духовный уровень. Именно такой смысл нужно вкладывать в по­нятие «Будда» при практике этого упражнения.
^ Последовательность выполнения упражнения

Последовательность выполнения упражнения представлена на
рис. 20 и 21.

Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, ступ­ни параллельны, тело расслаблено.


  1. С
    ложить ладони на уровне груди. Руки должны быть отставле­ны от туловища. На Востоке это общепринятая форма приветствия, проявления уважения к стоящему перед вами человеку. Так молятся Будде.

  2. Открыть ладони к себе, вращательным движением на себя опус­тить кисти рук пальцами вниз таким образом, чтобы кисти сомкну­лись тыльной стороной.

  3. Продолжить вращение, открыв ладони от себя, затем, сомкнув их, вернуть в исходное положение. Выполнить 8 раз.

  4. П
    овторить вращение рук в противоположном направлении, от себя, еще 8 раз.

Обратите внимание на то, что при вращении рук перекатывание
кистей должно происходить одновременно на уровне ладоней и
пальцев.
Значение и смысл упражнения

Цель этого упражнения — активизировать и привести в равнове­сие энергетическую систему внутри нашего тела.
^ Первый смысловой уровень: обычное физическое упражнение, разрабатывающее суставы: кистей рук, локтевой и плечевой.

Второй смысловой уровень: приведение в равновесие иньской и янской энергии внутри нашего тела. Если это равновесие нарушено и если между иньской и янской энергией большая разница, то при вы­полнении этого упражнения можно внутри почувствовать движение энергии — перетекание из одной руки в другую. Отдаленная анало­гия — это процесс перетекания тока, если в конденсаторе соединить проводником «+» и «-». При совмещении точек Лаогун в центре ла­доней уравновешивается энергия в теле со стороны внутренней, инь­ской поверхности.

Когда мы поворачиваем руки так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны кистей рук, то совмещаются проекции точек Лаогун — их на­зывают «внешними Лаогун». Такая позиция рук помогает привести в равновесие энергию внутри нашего тела со стороны наружной, янской поверхности.

^ Третий смысловой уровень. Это упражнение позволяет развить свою интуицию, или способности к общению. Если вы хотите действи­тельно усилить свою интуицию, представьте себе, что вы ребенок и сто­ите перед Духовным учителем или перед кем-то, от кого вы хотите по­черпнуть мудрость. На Востоке считают, что в каждом человеке зало­жены потенциальные возможности стать просветленным, поэтому ре­бенок может рассматриваться как будущий Будда. Но можно мысленно обратиться к любому человеку, достигшему просветления, к кому-ни­будь из Духовных учителей, к любому богу, в которого вы верите...

При хорошем расслаблении тела можно почувствовать, как одно­временно с вращением рук что-то начинает перемещаться внутри те­ла. Таким образом вы соприкасаетесь с энергией и информацией бо­лее высокого уровня — тех существ или богов, которых вы себе пред­ставляете. И они поступают в ваше тело...

Второе подготовительное упражнение

  РУКА БУДДЫ СОЗЕРЦАЕТ ОБРАЗЫ
В дословном переводе с китайского это означает «смотреть энер­гию». Сначала вы не можете ее видеть, но можете чувствовать. Мы бу­дем ощупывать и осматривать Землю, Небо, всю Вселенную своими ладонями, подобно Будде.

Как мы уже отмечали. Буддой называют человека, достигшего высокого уровня духовного развития. Поэтому уровень будды при­равнивают к божественному, а божество все может.
^ Последовательность выполнения упражнения

Последовательность выполнения представлена на рис. 22 и 23.

Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельны, тело расслаблено.


  1. Медленно поднять руки в стороны до уровня плеч, ладонями вниз.
    Руки и кисти рук должны быть расслаблены, для этого руки нужно чуть-чуть согнуть в локтях. Можете закрыть глаза и представить себе, что ваши руки становятся очень длинными, а ладони огромны­ми, как у Будды, и что вы своими ладонями можете видеть и ощущать всю землю и все небо и исходящую от них энергию.

  2. П
    лавно переместить руки вперед до легкого соприкосновения больших пальцев, концентрируя внимание на ладонях. Тело при этом немного подается за руками, что приводит к легкому сжатию области грудной клетки и растяжению области лопаток.

  3. Затем снова плавно развести руки в стороны, продолжая кон­центрироваться на ладонях. При этом раскрывается грудная клетка и слегка сжимается область лопаток.

Повторить 8 раз.


  1. Повернуть кисти ладонями вверх, руки слегка согнуть в локтях.

  2. Плавно переместить руки вперед до легкого соприкосновения мизинцев, концентрируя внимание на ладонях. Тело при этим не­много подается за руками, как и в предыдущем случае, что снова приводит к легкому растяжению области спины и сжатию грудной клетки.

  3. Снова плавно развести руки в стороны, продолжая концентри­роваться на ладонях.

П
овторить те же движения 8 раз.


  1. Разведя руки в стороны последний раз, повернуть кисти ладонями вниз и медленно опустить руки вдоль туловища.
    Значение и смысл упражнения

    ^ Первый смысловой уровень. Прежде всего, это физическое уп­ражнение, способствующее раскрытию каналов средних отделов по­звоночника, в частности области между лопатками и грудного отдела. Существуют зоны, где точки открываются особенно трудно, поэтому иногда в переводе их называют «заставами», или «калитками». Мы можем сказать, что при движении рук вперед открывается грудной от­дел канала Ду-май, а при движении рук в стороны открывается груд­ной отдел канала Жень-май.

    Кроме того, труднопроходимыми считаются точки Минмэнь и Дачжуй (рис. 7). Если верхние точки не открыты, появляются го­ловные боли и высокое кровяное давление. Если не открыта средняя зона, то бывает тяжело дышать, как будто что-то мешает сделать глу­бокий вдох. Возникает ощущение, что внутри, в области сердца и же­лудка, что-то «стоит». Обычные обследования не позволяют в этом случае выявить причину такого дискомфортного состояния.

    Поочередное сжатие и растяжение, или напряжение и расслабление, что способствует улучшению циркуляции крови. Это также помогает привести в равновесие инь и ян, потому что ян — это напряжение, а инь — расслабление. При таком чередовании инь-ян мы можем привести в рав­новесие свое тело — фронтальную часть туловища и область спины.

    ^ Второй смысловой уровень, с точки зрения энергии это упражне­ние позволяет нам развить чувствительность своих рук, научиться различать иньскую и янскую энергии. При выполнение упражнения вы должны использовать свое сознание, свой ум, свое воображение, чтобы почувствовать прохладную ци Земли и теплую ци Неба.

    Вы должны представить себе. Что руки ушли в бесконечность. Эта практика позволяет произвести изменения в ладонях, расширить их функции. Сначала вы сможете почувствовать, что между ладонями. Небом и Землей есть связь — не пустота, а что-то такое, что соединя­ет ладони и Землю, ладони и Небо.

    ^ Третий смысловой уровень. Вы должны представить себя огром­ным по величине духовным Учителем, Буддой или богом.

    Вы должны представить себе, что стали так огромны, что своими ладонями можете ощупать весь земной шар, а когда ладони обращены кверху, то все небо одновременно. Ваши руки лоцируют Землю и Кос­мос и видят на любом расстоянии.
    Третье подготовительное упражнение

  2.   СВЯЩЕННЫЙ ЖУРАВЛЬ ПЬЕТ ВОДУ
    В переводе с китайского — это птица, очень похожая на журавля и живущая на небесах. Поэтому и называют ее священным журавлем.

    В
    этом упражнении очень большую роль играет воображение — вы должны представить себя журавлем на берегу озера или какого-то большого водоема среди таких же журавлей. Для того чтобы укрепить свою шею, позвоночник, плечи нужно использовать энергию журавля.
    ^ Последовательность выполнения упражнения

    Последовательность выполнения представлена на рис.24.

    Исходное положение, как и в предыдущих упражнениях.

  3. Слегка наклонить голову вперед, подбородок должен быть не­много опущен вниз. Затем максимально повернуть ее влево, до плеча, как это делают птицы.

  4. Если вам не трудно, то подбородок должен почти двигаться по гру­ди, но, конечно, это зависит от длины и гибкости шеи.


Внимание!

Обратите внимание, что голову вы должны поворачивать так, чтобы чувствовали легкое напряжение, но усилия не должны быть слишком интенсивными — не переусердст­вуйте.



  1. Затем в дальней точке вы поднимаете голову вверх и возвращаете ее по верхней дуге, не запрокидывая назад. Подбородок при этом
    описывает вытянутый овал.

Повторить восемь раз.

Подбородок каждый раз описывает овал, но не от плеча до плеча, а чуть больше половины этого расстояния.


  1. Выполнить те же повороты вправо и также восемь раз.

  2. Вытянув шею как можно дальше вперед, опустите голову, как бы набирая клювом воду из озера. При этом колени слегка сгибаются.

  3. Затем, прижав подбородок к грудной клетке, тянуть его вверх так, чтобы он скользил по грудине. Колени при этом выпрямляются.

  4. Когда голова снова приподнимается перед очередным вытягива­нием шеи, подбородок отрывается от груди и поднимается вверх, как будто птица проглатывает набранную клювом воду.

При этом весь позвоночник совершает волнообразные движения от стоп ног вверх.

Повторить восемь раз.
^ Значение и смысл упражнения

Первый смысловой уровень: регулирование проблем с функция­ми позвоночника и шеи, увеличение его подвижности.

Упражнение особенно полезно тем, кому за 40, и тем, у кого шей­ный остеохондроз. Оно способствует улучшению кровообращения и питания мозга, нормализации состояния вестибулярного аппарата, лечению головных болей, вегетососудистой дистонии, пр.

Здесь очень важно представить и почувствовать, что вы набираете клювом воду и проглатываете её, и эта вода опускается вниз в желу­док. Ваше туловище начинает изгибаться подобно латинской букве «S». Кажется, будто вы находитесь в воде, и колебания вашей спины, всего вашего тела происходят автоматически, без всяких усилий, буд­то идут колебания в воде. И тогда энергия волнами начинает прохо­дить от пяток кверху, а вода, которую вы как бы проглатываете, опус­кается вниз.

^ Второй смысловой уровень. Это упражнение улучшает циркуля­цию ци по энергетическим каналам, помогает ей подниматься от ступ­ней ног вверх, открывая на теле по ходу ее продвижения биологичес­ки активные точки.

Через некоторое время практики у человека возникает повышен­ное слюноотделение. В такой слюне находится большое количество различных микроэлементов. Проглатывайте эту слюну по мере ее об­разования на протяжении всей практики. Она оказывают лечебное действие на пищевод и желудочно-кишечный тракт.

^ Третий смысловой уровень. Вы начинаете практику отождествле­ния себя с другим видом жизни, в данном случае — с птицей. Это тре­нирует наш ум, наше сознание и после определенной тренировки, во время медитации можно научиться понимать этих птиц и получать от них энергию.

Четвертое подготовительное упражнение




  ВОЛШЕБНЫЙ ДРАКОН ПЕРЕМЕШИВАЕТ МОРЕ
Если переводить дословно с китайского языка, то речь идет о Духе — шэнь лун. Но в сочетании с иероглифом «Лун» — «дракон» — название означает «волшебный», «чудесный», «из другого мира, но реально существующий».

Вы должны представлять себя китайским драконом, потому что китайский дракон живет в водной стихии — в море, в океане, а славян­ский дракон живет в горах или в лесу. Мы хотим использовать энер­гию воды и информацию от дракона для усиления функций почек, улучшения состояния поясничного отдела позвоночника, в частности, и всего тела в целом. Итак, представьте себя драконом в море. Вокруг только вода, и вы находитесь в ее глубине, в ее толще.
^ Последовательность выполнения упражнений

Последовательность выполнения упражнения представлена на рис. 25 .


  1. Поставить ноги на ширине плеч или немного шире.

  2. Руки положить на область почек большими пальцами вперед.

  3. Вращать тело сначала влево, против часовой стрелки, 8 раз.

  4. Затем вращать тело 8 раз вправо, по часовой стрелке.

  5. Когда туловище наклоняется вперед — спина остается прямой, на­зад — спина прогибается. Ступни ног при этом не отрываются от по­ла. Во время движения представить, что тело перемещается в воде, ощутить сопротивление воды, ее движение от вашего вращения.

Вы должны вращаться так, чтобы обязательно двигались тазобед­ренные суставы, поясница и крестец.


  1. Закончив вращение, резко встряхнуть все туловище (от ступней
    ног до макушки), как будто дракон, отталкиваясь хвостом, выпрыгивает из глубины моря и взлетает вверх в воздушную стихию. Для этого
    следует приподнять тело, став на носки, потом резко бросить его на пятки. При ударе пятками вы еще как бы отталкиваетесь руками-лапами. Тело при этом совершает такое движение, как если бы вас кто-то внезап­но обхватил со спины, а вы резко встряхиваетесь, чтобы освободиться.

Когда вы так встряхиваете тело, вы расслабляете свои внутренние органы, снимаете напряжение внутри тела и спазмы мышц и каналов, а это укрепляет ноги и спину.
^ Значение и смысл упражнения

Первый смысловой уровень. На физическом плане это упражне­ние предназначено для улучшения функций пояснично-крестцового отдела позвоночника и коленных суставов. При вращении работает, прежде всего, пояснично-крестцовый отдел, но и колени принимают участие в работе, поскольку тоже вращаются. В области поясницы есть труднооткрываемая точка Минмэнь. Поэтому в этой зоне часто скапливается плохая ци, а это, в свою очередь, ухудшает кровообра­щение — возникают застойные явления, сопровождаемые дискомфор­том, болью. Они могут спровоцировать онкологические заболевания. Практика этого упражнения способствует нормальному функциони­рованию вышеуказанной зоны.

^ Второй смысловой уровень. Когда мы представляем себя драконом и представляем, что находимся внутри моря, то снова работаем с энерги­ей воды, как и в предыдущем упражнении. В этой области находятся почки. С точки зрения концепции У-син, почки принадлежат стихии Воды. Это значит, что ци воды и ци почек одинаковы. Если вы сможете не только представить, но и почувствовать себя в воде, то при вашем вра­щении ци такой воды будет проходить сквозь ваши почки, промывая их и удаляя плохую, застоявшуюся ци. Упражнение способствует укрепле­нию почек и нашей костной системы, а также мочеполовой сферы.

^ Третий смысловой уровень. Вы должны представить и почувство­вать себя драконом в море. Отождествите себя с ним. Если при выпол­нении этого упражнения вы войдете в состояние цигун, то поймете, что драконы существуют, что они реальны, но обитают в иных мирах, а вы закладываете основу своего будущего общения с иными мирами, иными цивилизациями, иными видами и формами жизни.

Сюи Минтан, Тамара Мартынова

С98 Чжун Юань цигун: Первая ступень восхождения. — Изд. 4-е, дополненное и переработанное. — К.: СП «Да-Ю», 2007; М.: Издательство -«София», 2007. — 128 с.
ISBN 978-5-91250-384-9

Комментариев нет:

Отправить комментарий